вторник, 13 сентября 2016 г.

Blizzard: Сообщение от Криса Метцена и мнение о его уходе

Metzen.jpg

После долгих лет работы в Blizzard Entertainment Крис Метцен решил покинуть компанию. Свой уход он объяснил в прощальном письме, которое было выложено на официальном форуме. Этот выпуск посвящен переводу данного прощального письма, оригинал которого доступен по ссылке, и моему мнению об этой новости.

Искренне желаю Крису удач в его дальнейшей жизни, и спасибо ему за всё, что он сделал для наших любимых игр.

***

Мне только исполнилось двадцать лет, когда я начал работать в Blizzard. Кажется, что это было целую жизнь назад. Наверное, так оно и было. Эти первые несколько лет стали для меня началом очень грандиозного путешествия - такого, что пронесло меня по всему миру, познакомило с тысячами замечательных гиков таких же как я сам, и в итоге, определило направление моей взрослой жизни.

Конечно, когда я только начинал, я и понятия не имел о том, что делаю. Я понятия не имел о том, как делать игры или выстраивать развлекательные продукты.

Но у меня была ненасытная страсть к идеям. К историям. К героям.

Моей единственной реальной подготовкой к вступлению в Blizzard была долгоиграющая кампания в D&D (прим. Dungeons and Dragons), в которую я играл со своими самыми близкими друзьями: Сэмом, Майком П., Дэниэлом и Майки К. (вы знаете, кто вы, парни… HAMRO!). Сотворение идей с моими друзьями - эти обширные пейзажи вымышленных миров, персонажи и сюжетные линии - это было моей первой любовью. Я жил ради этого. Это был безопасный островок посреди всего напряжения и всех изменений сложных подростковых лет. D&D было превосходным убежищем, в котором проходили великолепные встречи умов и воображений, и я чувствовал, что там и было мое место.

Это было место, в котором дружба и воображение были неразрывно связаны друг с другом.

Обмен идеями на лету, безумные и неожиданные ходы, на которые решаются пойти игроки - это расширяло у нас воображение так, как бы у нас никогда не смогли выйти поодиночке. Мне так нравилось, как ролевые игры через наши путешествия научили нас очень многому друг о друге, и почти всегда, о нас самих в том числе. Воображение вместе помогло нам разобраться в безумном мире, в котором мы росли. Оно сделало нас сильнее вместе.

На протяжении многих лет я толком не понимал её важности, но тогда я узнал одну важную правду от своих друзей:

Творческая способность относительна.

Оглядываясь назад на свои годы в Blizzard, теперь я понимаю, как глубоко эта мысль повлияла на мою карьеру. Теперь я понимаю, как сильно мои друзья и сотрудники Blizzard влиялили на меня: сформировали меня как личность.

Почти двадцать три года я пользовался уникальной возможностью творить миры и создавать игры вместе с самыми светлыми и креативными умами индустрии. Я гулял с гигантами (и даже смог постоять на плечах у некоторых из них). (прим. речь о том, что Крис работал вместе с “гигантами” индустрии.)

Если короче, то это было лучшее время в моей жизни.

По сути у меня была самая что ни на есть крутая работа - но правда в том, что иногда она была очень тяжелой. Создание игр с десятками гениальных, страстных альфа-гиков, у которых есть свои пламенные инстинкты и точки зрения, может быть довольно хитрой затеей. Приход к общему знаменателю относительно определенных решений дизайна, мотивов в истории, или путей художественного направления требует много общения, терпения, а также “что-то отдавать самому и что-то брать взамен”. Это изнуряет. Иногда всё это проходило не очень красиво. Но совместный поход через это потенциальное болото из креативного напряжения вместе со своими напарниками - это и есть тот момент, где начинается настоящее волшебство.

Это не просто самые большие решения, к которым можно прийти - или даже финальный вид продукта, который вы вместе делаете. … Это нечто большее - и точно более важное. Настоящее сотрудничество выстраивает доверие, а доверие - это основа всех долгосрочных отношений. С доверием можно выстроить нечто большее, чем отличный продукт.

Можно выстроить ПЛЕМЯ… которое сможет построить всё что угодно.

Семья ремесленников.

Вот чем для меня всегда была Blizzard. Это моя вторая семья, которая всегда была со мной на протяжении всех жизненных взлетов и падений. Это отличная, гиковская декорация моей жизни. Я имею в виду не просто “работу” или даже творческую миссию - я говорю о людях. Людях, которые поднимали меня снова и снова, верили в меня - и продвигали меня вперед на протяжении всех этих лет, чтобы я мог открыть свой потенциал как художника, так и лидера.

Своим братьям и сестрам из Blizzard… хотел бы я, чтобы у меня были слова.

Всё просто звучит… банально.

Всё, что я хочу сказать - это…

Вы помогли мне поверить в себя и достичь каждой из моих самых диких грез. Я буду вечно вам благодарен.

Я всех вас люблю изо всех сил.

Спасибо вам.

И обращаясь ко всем из обширного игрового сообщества Blizzard - тем из вас, с кем у меня было удовольствие встретиться лично, и всем тем из вас по всему миру, о ком я мог только слышать - спасибо вам.

Спасибо вам за то, что вы позволили мне стать особенной частью вашего сообщества. За то, что позволили мне ощутить свое место рядом с вами. Вместе мы разделили несчетное число приключений, и я всегда был поражен и смущен вашей страстью к нашим играм, и также вашей привязанностью друг к другу. Спасибо вам за все объятия, улыбки, рукопожатия и истории на BlzzCon за все эти годы. Вы и представить не можете, как сильно вы все тронули мое сердце и вдохновляли меня отдавать всё этому ремеслу.

С учетом сказанного, я попытаюсь перейти к делу, уже сейчас. Я дошел до поворота на дороге. Новая, куда более тихая глава моей жизни маячит впереди.

Я ухожу на пенсию.

Ага.

Ставлю на стену все свои ружья.
Рабочий день кончился.
Забираю последнего грифона из Штормграда.
Ну вы поняли.

Безумие, я знаю.

Для меня это большая перемена, но я с нетерпением ждал её уже некоторое время. Ирония в том, что лучше и более энергично дела у Blizzard еще не шли. Даже всего один этот год получился невероятным.

Пришествие Легиона.
Запуск Overwatch.
Фильм “Варкрафт”.

Я никогда не был горд за Blizzard и качество её продуктов больше, чем прямо сейчас. Это удивительно, что даже спустя столько лет, мы до сих пор можем достигать новых высот и брать весь мир в новую поразительную поездку. Я верю, что будущее Bliizzard сейчас как никогда светлое.

Я не буду врать - уйти из этих миров, что я так люблю, будет очень сложно. Но я уверен в том, что я оставляю их в руках самых страстных, талантливых и усердных ремесленников, что когда-либо собирались вместе.

Не могу дождаться, чтобы увидеть, куда миры Blizzard пойдут дальше. И погрузиться в них из первых рук как и все остальные. Как фанат. Как путешественник. Назад в самое начало.

Это же так круто…

Я использую выражение “ухожу на пенсию”, потому что я не ухожу в какую-то другую компанию или начинаю какие-то новые проекты или делаю что-то хотя бы отдаленно похожее на это. Это был долгий, невероятный путь на протяжении многих лет. Сейчас же настало время его замедлить. Отдохнуть. Лечь на диване и растолстеть. Ну, стать еще толще…

Если серьезно, то я сосредоточусь на единственной вещи, что значит для меня больше всего на свете - своей семье. Они - ядро моей жизни и источник моих глубочайшей радости и вдохновения. Вдобавок к тому, что мы растим двух малышей, недавно мы приветствовали в семье нашего нового ребенка! Быть дома со всеми ними, иметь время и пространство чтобы по-настоящему жить… любить свою жену изо всех сил… теперь это моя карьера.

И я никогда не был более счастлив.

Никогда. :)

Мир всем, народ.

Я вас всех люблю.

Увидимся в онлайне.

- Крис.

***

Мнение

Вот такие дела. Конечно, мне грустно, что Крис Метцен уходит из компании, но на самом деле, здесь всё куда лучше, чем может показаться.

Почему вообще грустно, что Крис решил уйти? Потому что он великолепно умеет придумывать вымышленные миры, и пусть к их сюжетам иногда появляются вопросы, сами эти миры как таковые просто великолепны. Да и его личная печать есть на самых лучших страницах их истории. Из Blizzard уходит человек, без которых эти миры выглядели бы совершенно иначе, а некоторых из них могло бы и не быть вовсе.

Но я советую вам поднять выше нос. Почему? Потому что Крис ушел по определенной причине и подобрал для этого лучшее время. Он ушел не из-за разногласий с компанией, наоборот, он её любит и испытывает к ней самые теплые чувства. Он не покинул тонущий корабль - наоборот, корабль сейчас стал богаче, чем когда-либо был. И он не ушел в какое-то другое место, чтобы показать всем свой Hellgate: New York. Крис “ушел на пенсию”. Теперь он просто будет заниматься своей семьей. И я искренне за него рад. Всё-таки вдумайтесь в эту причину - человек работал с двадцати лет в одной компании на протяжении опять-таки более двадцати лет. Работать там с первых лет взрослой жизни и столько лет - да, это можно назвать работой мечты. Но это долгий срок, и его цветы его миров уже успели расцвести, и речь же идет о семье. Я думаю, всем понятно его желание уделить родным и близким больше времени.

Но что же будет с мирами? С ними всё в порядке. Вообще если вы оглянетесь назад, то может быть заметите, что уже с Mists of Pandaria Крис стал меньше включаться в работу над сюжетом. Конечно, и тогда, и в следующих проектах он все равно принимал участие - но тогда он уже больше курировал только само ядро процесса. И с Пандарией ведь всё вышло очень даже круто, как я считаю. Дренор - это тема отдельная. И сейчас с Расколотыми Островами всё тоже идет очень хорошо. И такой более общий подход - это нечто такое, что пошло на пользу сюжету. Потому что в силу определенных причин (от сложностей в развитии сюжета внутри MMO до количества людей в его разработке: отдел творческой разработки, отдел заданий и.т.д.) более прямой подход уже в эру WoW Крису давался сложнее. И тот же Тралл в Катаклизме, который явно был продуктом его идей, был штукой на любителя.

Я не говорю, что уход Метцена - это хорошо, потому что Тралл в Катаклизме мне не понравился. Наоборот, я акцентирую внимание на том, как хорошо Крис проявил себя на протяжении разработки других проектов, над которыми работал вплотную, и в ходе своих последних работ, в которых он выполнял более общие задачи - всё-таки создание именно общей концепции сюжетной арки и её антуража - и есть его конек.

И поэтому уход Криса - для меня тема грустная. Но он оставил наследие, которое позволит остальной компании продолжить вести свои франшизы по выделенному ранее курсу. Я ведь не зря написал, что Крис не оставил компанию у разбитого корыта. И дело не только в коммерческой составляющей. Он вместе с отделом творческой разработки очень серьезно поработал над первым томом “Хроник”. А эта книга - лучшее, что случилось с Warcraft за последние лет этак шесть. Она приводит в порядок хронологию, хитро использует недосказанности, внезапные повороты сюжета и старые полузабытые легенды, чтобы привести в полный порядок картину мира - это потрясный труд. Одна космология чего стоит. Работа над вторым томом уже идет в полный рост аж несколько месяцев - уверен, что и к нему наш герой приложил руку. А с третьим - поживем-увидем.

Тоже самое и с разработкой дополнений - Крис не ушел в WoD, когда остальные “старички” породили (всё-таки не без его участия, да) путешествие в Дренор из альтернативного прошлого, он остался и помог создать Legion. А Legion вобрал в себя лучшее из всего, что было в прошлых аддонах: космические мотивы TBC, мифологию и атмосферу WotLK, градус эпичности Cata, качество сюжетного повествования MoP и анимационный багаж WoD. И в Legion очень-очень-ОЧЕНЬ много того, что принято называть в сообществе “лором”. Достаточно посмотреть на артефакты: у каждого есть своя подробная история, и все эти истории тесно вплетаются в сюжет и даже мифологию “Хроник”. И дело не просто в этом прощальном подарке. Новое дополнение WoW разрабатывается не с открытия последнего обновления предыдущего аддона - разработка ведется еще с релиза самого этого последнего аддона. Более того, первые наброски могут быть сделаны и еще раньше. А сами общие концепции будущих путешествий придумываются вообще на несколько дополнений вперед. Другими словами, и следующие наши путешествия по Азероту пройдут с “благословения” Криса, потому что он участвовал в создании их общей концепции. И всё зашло с этим настолько далеко, что нас уже который аддон готовят к “финальному столкновению Света и Тени”: следовательно, и грандиозный финал истории (или хотя бы её текущей направляющей) нам известен. Да, прямого участия его в сюжете более не будет: но повторюсь, его уже приличное число лет и так не было. Поэтому нет причин бояться пришествия аналога Warhammer: Age of Sigmar на нашу улицу в ближайшие годы. Если такое и случится когда-нибудь, то черта конца “старого” Warcraft будет ощущаться явственно и четко. WoW же пока будет идти по проторенному Метценом пути. И не будем забывать, что отдел творческой разработки цел в полном составе. У них есть этот проторенный путь, и они всё также будут творить в нем истории. А ведь крутые сюжетные линии заданий, рассказы, всяческие катсцены и анимационные ролики - это всё их заслуга.

Так что с Warcraft всё будет хорошо. А остальные франшизы? Starcraft и Diablo стали меньше курироваться Крисом еще раньше, так что на них его уход отразиться еще меньше. Тут даже комментировать особо нечего. Diablo, на мой взгляд, заиграла новыми красками в третьей части - хотя бы потому что до этого сюжет не был в ней так важен. Со Starcraft всё сложнее, ибо сюжет там резко сменил свою веху, но думаю, что и там всё под контролем. Что же до Overwatch, то там всё… хитро. Комикс - это такая штука, которую Метцен уже давно хотел сделать. И сделал. Но вот его развитие изначально было поставлено на медленные-медленные почти неподвижные рельсы. Завязка сюжета оставлена намеренной загадкой. Подробности историй персонажей специально оставлены непродуманными, чтобы проследить за тем, что над ним придумают фанаты, чтобы впоследствии уже на базе что-то выдумать - хитрый план. Так что мир в Overwatch очень специфический и там, так сказать, своя особенная атмосфера. Еще есть киновселенная “Warcraft”. Что с ней будет - вопрос. Дело в том, что ключевые люди, стоящие за созданием фильма - сам Крис и режиссер фильма Дункан Джонс. Первый покинул Blizzard, второй сейчас кидает соленые комментарии. Теоретически они вполне могут скооперироваться снова, но это отдельный разговор. Плюс, напомню, что в официальная страница фильма в weibo на китайском языке (а в Китае в фильм было вложено очень много денег в рекламу, и именно там он сорвал самую мощную кассу) делает жирнейшие намеки, что сиквелу быть. Поживем - увидим. Одиночный фильм нам давно обещали, и обещание сие сдержали.

Вот такой итог: Крис Метцен ушел, для меня это грустно, но я считаю, что он оставил отличные прощальные подарки: вдохнул новую жизнь в Азерот и сделал путевые заметки с путем, по которому ему следует идти дальше. Так что я думаю, что с играми Blizzard всё будет в порядке. И всё-таки я куда больше хочу радоваться (и радуюсь) за Криса и его решение: искренне желаю ему удачи в семейной жизни.

Спасибо тебе за двадцать лет отличной работы и долгие часы удивительных приключений в мирах Blizzard, Крис Метцен.

1 комментарий:

  1. Под семьей ремесленников имелось в виду "Family of crafters". "Семья Варкрафтеров")
    Не знаю для кого я это пишу, скорее всего это всем очевидно но, надеюсь, кого-нибудь это избавит от непоняток.
    P.S. Удачи Крису в дальнейшей жизни)

    ОтветитьУдалить