понедельник, 9 января 2017 г.

Мнение: Warcraft в 2016

2016.jpg

оф. арт из первого тома “Хроник” от Питера Ли

Вот позади и остался еще один год, полный впечатлений и событий, связанных со вселенной Warcraft. И в этом выпуске блога я хочу поделиться с вами своими впечатлениями от плодотворного для Азерота 2016 года.

***

Хроники. Том первый
15 марта 2016

Серию книг под названием “Хроники” Blizzard официально анонсировали в июле 2015 года, но намеки на создание азеротского аналога “Книги Каина” по Diablo начали появляться еще с Mists of Pandaria. Нам обещали подробную летопись вселенной Warcraft в трех томах, которая приведет хронологию древнего Азерота в порядок и залатает дыры в лоскутном одеяле сюжета. И в марте вышел первый том этой серии, рассказывающий о зарождении вселенной и истории Азерота вплоть до рождения Медива.

World_of_Warcraft_Chronicle_Volume_1.jpg

Эта книга меня очень порадовала. Я не знал, чего конкретно ждать от этого анонса и старался не строить надежд на его счет - всё-таки послевкусие после битвы с Архимондом в Цитадели Адского Пламени и канители с демонами в Твиттере еще давало о себе знать. Поэтому-то я был вдвойне впечатлен “Хрониками”. Это именно что хроники - повествование о древней истории Азерота, которое, на самом деле, залатало множество сюжетных дыр. Уже с январского превью от IGN стало понятно, что “Хроники” не будут всеобъемлющими - они охватывают только самые глобальные события. Но таков формат, ничего поделаешь. И с одной стороны, здесь я могу понять отдел творческой разработки, который не хотел раскрывать все тайны сюжета и даже добавил несколько новых. Ведь определенная таинственность в повествовании может создавать правильную атмосферу. И раскрывать всё и сразу в одной книге было бы не лучшим ходом, ведь вместо этого, можно постепенно разворачивать эти сюжеты в самой игре.

Но с другой стороны, мне бы все равно хотелось, чтобы книга была объемнее. В ней есть много маленьких штрихов и отсылок к полузабытым легендам и артефактам, и именно поэтому я бы хотел увидеть больше таких штрихов. Ночные эльфы-всадники на зеленых драконах из Лорет’Арана, которые были уничтожены в битве с черными драконами в Войну Древних, - это же задел для очень крутой истории. И учитывая то, какую интересную легенду придумали для Цзян, основавшей традицию верховой езды на облачных змеях, особенно жаль, что всадники из Лорет’Арана остались не удел. Можно было бы и вспомнить о мифологии киражи и объяснить, что в ней правда, а что просто мифы - и почему они исказились в их летописях.

А еще в “Хрониках” очень мало внимания уделено Ходиру, а ведь благодаря сюжету Сынов Ходира в WotLK о нем было известно достаточно, чтобы больше раскрыть его персонаж. Про выкованных титанами, оставленных управлять Чертогами Созидания и вовсе ни слова. И можно было уделить больше внимания тауренам, троллям и дворфам.

SetRatioSize10243000-The-Titan-Forged-Stronghold-of-Uldum-by-Peter-Lee.jpg
оф. арт из первого тома "Хроник" от Питера Ли

Но это всё ничуть не испортило мое впечатление от книги. Я уже не раз отмечал, что мне очень нравится слог “Хроник” - он четко выверен и не содержит “воды”. Кто-то может посчитать его сухим, но по-моему такой слог отлично делает свое дело. И при внимательном прочтении становится ясно, что в книгу было вложено много усилий, ведь каждая маленькая сюжетная деталь или простой штрих - все они были добавлены не просто так. Одни детали просто служат еще одним целебным швом на лоскутном одеяле лора Warcraft, а другие представляют собой специально оставленные на виду лазейки для будущих сюжетов - начиная с того факта, что Калимдор не был единственным континентом до Раскола и тем, что наару не были единственными существами, рожденными из осколков Света в реальности, заканчивая недосказанностью в истории войны троллей и акиров: подземные колонии акиров с неизвестной судьбой, труп к’тракса Кит’икса в Зул’Амане и личная свита Кит’икса и Закажа из акиров. Таких штрихов в книге очень много, и я с нетерпением жду раскрытия их тайн в будущем. И такое по-своему хитрое повествование также позволило Blizzard рассказать новую версию летописи Азерота с малым количеством ретконов, что тоже хорошо. По большей части я бы назвал имеющиеся ретконы “мягкими”: они либо опровергают слова разработчиков из старых интервью, которые не получили достаточного подтверждения в каноничных источниках, либо преподносят устаревшую информацию как фольклор жителей Азерота или существующую во вселенной игры информацию, но при этом ошибочную.

Естественно, что иллюстрации были на высоте  - Питер Ли всё-таки, один из лучших художников в Blizzard. Он рисует просто невероятные пейзажи, и виды этих самых пейзажей волшебных городов и древних руин вышли великолепно. Но подавляющая часть его работ - это именно пейзажи. Но на мой взгляд, рисунки Питера Ли с персонажами вышли заметно слабее работ в его привычном амплуа. Они все равно сделаны на достойном уровне, и я совсем не хочу ругать работу Питера Ли, хотя бы потому что он один из моих любимых художников по видеоиграм. Но всё-таки я очень рад, что ко второму тому к художникам этой книжной серии присоединится Алекс Хёрли, который тоже уже очень давно рисует по Warcraft. Думаю, он и возьмет на себя арты с персонажами.

CbxN4szWEAQroMJ.jpg
оф. арт для World of Warcraft: Legion от Алекса Хёрли

Отдельно хочется упомянуть космологию. С магией в Warcraft после деканонизации WoW RPG в 2011 году был сущий бардак. Старые законы тайных искусств устарели, а новых не появилось - так что понять, что к чему становилось всё сложнее, а тем временем, появлялись всё новые подвиды магии, чьи истоки игрокам не рассказывали. А примерно с конца 2013 года разработчики на вопросы о магии в Твиттере давали очень странные ответы, которые явно базировались на определенной схеме… только вот схеме, которую игроки никогда не видели. И вот годы спустя - космология из “Хроник”. Космология, которую Дейв Косак обещал издать еще с Mists of Pandaira в азеротской “Книге Каина”. Такая простая, но при этом глубокая. Честно говоря, я вообще не ждал, что Blizzard будет такое по силам, но космология вышла отличной. Она выстраивает ясную и четкую картину истоков магических сил и объясняет их взаимосвязь и природу. А подача в виде кругов на карте еще и позволяет строить теории о связях тех или иных энергий - и как уже отвечал Дейв Косак, расположение кругов на карте было сделано по схеме близостей сил творения друг к другу, а не случайно. И эта карта даже позволяет примерно понять, какую роль в мироздании занимают такие таинственные виды магии как вуду, солнечная и лунная магия, звездная магия и магия крови.

UL7UD1cj4iI.jpg

Так что выход “Хроник” для меня был настоящим праздником и я очень жду выхода следующих двух томов. Но есть одно но - русскоязычное издание. Не поймите меня неправильно, это просто отлично, что книги по Warcraft снова начали издавать на русском. Но для меня русскоязычное издание - это просто красивая книжка на полку. Я также прекрасно понимаю, что и мой перевод заслуживает критики, но мне грустно от того, что фанатские переводы справляются с тем, с чем не могут профессиональные издательства с профессиональными же переводчиками. И снова - я всё понимаю, это не самый простой текст для перевода. Но неужели нельзя выпустить книгу в печать без опечаток и ошибок в тексте? Нельзя сверить названия и имена с официальной локализацией? Но не это главная проблема. “Хроники” - такая книга, где важны детали, я это уже объяснил. И они просто утеряны в переводе. Да, важно, чтобы слог в переводе был литературным, но не ценой же самого сока этого книги. Я бы лучше прочитал пусть и немного неуклюжий, но правильный в плане фактов перевод. Я даже не говорю про то, чтобы совместить и то, и то. Это как раз причина того, почему в работе с блогом я обращаюсь только к оригинальному англоязычному изданию и перевожу цитаты для статей из него сам. Но пожалуй, здесь я могу быть слишком придирчив. Вполне возможно, что обычный читатель на этот вопрос внимания не обратит. И это все равно несравненно лучше Трэлей, Штормбургов и мести орков. Тонкостям перевода “Хроник” я уже однажды посвятил отдельный выпуск блога.

Выпуски блога про “Хроники” доступны по ссылке.

Дейв Косак и судьба спящего титана
23 марта 2016

Не прошло и месяца с тех пор, как вышли “Хроники”, а Дейв Косак успел взорвать сообщество своим постом о судьбе спящего титана Азерот, написав, что этот титан уже никогда не проснется. Потом Дейв опроверг свои слова, увидев реакцию сообщества, и назвав их неканоном и просто добавлением красок в текст “Хроник”. На самом деле, волнения у игроков здесь были беспричинными, но если вам незнакома эта история, и она вас заинтересовала, то можете ознакомиться с ней в этом выпуске блога.

R350-y-GlwC8Ybzd1Lc4DtmXFvaakVF0NmGLWHjy00221pxaZx7r0UJcXX6toYmLy4JPW5y47gANpiumd5v5Lj-wBoEuSD64sdNbdDxEMwwotACKy31DYkkQvrAJwPzyDuJF1kEj

Микки Нельсон покидает Blizzard
25 марта 2016

Микки Нельсон занимал должность ведущего писателя и автора в Blizzard. Он автор таких рассказов по Warcraft как: Война Зыбучих Песков, Несломленный и Кровь Высокорожденных. Также он был автором сюжетов комиксов "Испепелитель", "Проклятье Воргенов" и "Жемчужина Пандарии." Он был одним из немногих разработчиков, активно отвечавших на вопросы игроков о сюжете и мире Warcraft в Твиттере. 25 марта он официально ушел из Blizzard спустя 22 года работы.

Но Микки Нельсон продолжает работать с Blizzard в качестве фрилансера, и у него есть один проект с компанией, который должны уже скоро официально анонсировать. Известно, что он уже начал писать историю для этого проекта, над которым также работает Сэмуайз Дидье в роли иллюстратора. Должно быть, это будет роман с иллюстрациями или графическая новелла. Так что печалиться уходом Микки не стоит, правда, этот уход сильно снижает шансы на выход в свет новеллы о Кель’тасе за его авторством.

9s8ofng5XQw.jpg

А еще в марте выяснилось, что Шон Коупленд выздоровел и снова работает в Blizzard. Он занимал должность одного из "историков" в компании: следил за тем, чтобы работа разработчиков других отделов не содержала ошибок по сюжету игр. Также он курировал четвертую сессию вопросов-ответов по лору Warcraft, и большая часть ответов из статей про эксклюзивы из Твиттера принадлежит именно ему. Его даже повысили до "старшего историка" в компании. И он выступал в роли консультанта по лору в написании "Хроник."

Роман “Иллидан”
12 апреля 2016

До выхода Legion, нового дополнения к World of Warcraft, оставалось еще несколько месяцев, и качестве пролога к нему была написана книга “Иллидан” за авторством Уильяма Кинга. Но у этой книги была и другая задача - залатать дыры в истории Иллидана времен The Burning Crusade. Действительно, сюжет романа посвящен как раз событиям времен войны за Запределье, и свою роль эта книга выполнила. Иллидан в романе предстает в роли сосредоточенного лишь на собственном плане по уничтожению Легиона и одержимого этой идеей хладнокровного, но практически безумного гения. При этом в повествовании сохранены и другие важные черты его характера: упоение силой, жесткость, любовь к Тиранде и поврежденный рассудок. Также этот роман значительно раскрыл персонажей Акамы и Майев. И последняя предстала в образе столь же одержимой своей целью машины для убийств, что и сам Предатель.

illidan novel.jpg

Четвертый ключевой персонаж - охотник на демонов по имени Вандель. В Legion его, к сожалению, так и не показали, но персонаж вышел интересным. Именно на примере Ванделя читателям позволяют взглянуть на быт и мировоззрение охотников на демонов, и с этой задачей книга справляется просто отлично - особенно на фоне игры, где душевным переживаниям охотников уделено мало времени и опущено жестокое начало их нового жизненного пути. Так что если вам интересна история этого класса или если вы ролевик, отыгрывающий охотника на демонов, то “Иллидан” здесь столь же важная для прочтения книга, как комикс “Проклятье Воргенов” для фанатов воргенов. И история того стоит: жертвенность будущих охотников, которые пришли к Иллидану, потеряв свои прошлые жизни; поврежденный рассудок, без которого вряд ли бы кто-то вообще рискнул пойти на поиски Предателя для этой цели; внутренний демон, который подтачивает и без того исковерканных превращением охотников и угрожает превратить их в тех, кого они поклялись уничтожить. Всё это круто.

Да, книга смогла успешно залатать дыры в мотивации Иллидана времен TBC и раскрыла множество тайн того периода. Но это именно что история про Иллидана в те годы и его охотников демонов, а не, скажем так, роман “Пылающий Поход”. Так что в книге нет ничего про Терона Кровожада, Код Проклятья, Реликвиарий Душ в качестве источника магии для демонов Иллидари и другие таинственные сюжетные нити и мотивы Иллидари. Впрочем, роман все равно дает понять, как и почему могли произойти многие из этих событий. Например, Иллидан был плохим управленцем для своей гигантской армады: многое пускал на самотек, не следил за важными для кампании в Запределье вещами и был сосредоточен только на своей главной цели. Плюс, он считал, что раз Легион, в итоге, все равно уничтожит всё живое в Запределье в случае своей победы, то пускай миряне этого умирающего мирка лучше послужат ему рабами, пушечным мясом и лабораторными крысами, раз единственная другая по его мнению альтернатива - смерть в зеленом пламени.

065LBSR9O4OdCc-2VsRvLVqRV9NyMj3V2C9qYq4uxqGNa_rM5eJelBL50XSwZneSX6FGCBipLczA5GUfOgSdpZeHU6bO132AGCHIl2jjrnXsoNrrsnuRTRdJLAhNN44jZDS-KfMc

Но не обошлось и без огрехов. Например, несколько раз упоминается Дарнас во временной период, когда его не должно было существовать, и ночной эльф Вандель говорит, что он пришел из Лесов Вечной Песни, а это всё-таки родина совсем других эльфов. В остальном, книга мне очень понравилась. Конечно, хотелось бы узнать больше про истории фракций внутри Иллидари, про Келя и Вайш, про обучавшихся еще в Азероте охотников на демонов и про то, как неофиты Иллидана попали в Запределье, но роман был всё-таки не про это.

Мне эта книга очень понравилась, особенно после “Военных Преступлений”, которые я заставлял себя дочитывать через силу, и интересного, но всё-таки проходного романа про Вол’джина. Да, я знаю, что у “Иллидана” есть и критика, но у меня сложилось впечатление, что она основывается на двух пунктах: видении будущего Иллидана и отсутствии упоминаний Мардума. С первым всё прозаично, видение - это просто видение, а не явь. Мы еще не знаем, сбудется ли оно и всё ли с ним так просто, как это показала изначальная наару. Со вторым всё тоже просто - указания на портал, который перед битвой с героями открыл Иллидан в книге есть, также и указания на то, что этот портал не мог вести на Аргус, плюс факт того, что у Иллидана изначально был доступ к путевой системе Легиона - просто почему-то не все это заметили. Да, можно было и не делать из этого такую тайну, которую приходится собирать как мозаику - особых причин для этого не было, но какой-либо сюжетной несостыковки здесь нет.

Курировал ли этот роман лично Крис Метцен? Сложно сказать, ведь мы не знаем точной даты его написания: тот же комикс про Андуина был полностью готов еще за целый год до своего официального выхода. Да и важно ли это? Крис любил работать вместе с Кристи Голден над созданием романов, но вспомним их последние работы по World of Warcraft. “Приливы Войны” - произведение спорное, а “Военные Преступления” я оставлю без комментариев. Поэтому я не вижу тут никаких проблем, а отдел творческой разработки всегда курирует написание романов - это часть их работы. А для меня “Иллидан” стал одной из самых интересных и увлекательных книг за всю историю франшизы.

Роман был официально издан на русском языке. Качество перевода там удобоваримое, но есть достаточное количество опечаток. И многие предложения выглядели бы куда органичнее, если бы редактор лишний раз по ним пробежался и заменил в них порядок слов, подобрав несколько более подходящих синонимов. А на паре моментов вроде этого вообще можно тушить свет: "Глаза Искусителя притягивали, внушали благоговение и трепет и в душе чувство восхищения, трепет." Это живой пример моего предположения - некрасивая ошибка для печатного издания. А на вычитку у издательства времени было достаточно: напоминаю, что на английском языке книга вышла еще в апреле, а русскоязычное издание подоспело только в сентябре. И совсем забыл - обложка у книги просто отвратительная.

Выпуски блога про роман “Иллидан” доступны по ссылке.

Полное Наглядное Руководство. Обновленная и расширенная версия
1 мая 2016

В 2016 году также была издана обновленная версия Полного Наглядного Руководства по WoW (англ. Ultimate Visual Guide). Оригинал этой книги вышел еще в 2013 году и представлял собой гибрид из артбука и энциклопедии по основам вселенной Warcraft. В “обновленную и расширенную версию” добавили 16 страниц: события финала MoP и сюжет WoD. Также часть персонажей из старого руководства заменили персонажами из WoD. Например, отдельные колонки получили альтернативные версии Нобундо и Акамы. Подробнее об этой книге я уже рассказывал в этом посте.

Ultimate_Visual_Guide2.jpg

С переплетом, качеством печати и самой глянцевой бумагой в русскоязычном издании всё в порядке. Перевод имен собственных и названия локаций следуют официальной локализации, но казусы в переводе и опечатки все равно кое-где встречаются.

Роман “Дуротан”
3 мая 2016

Этот роман от Кристи Голден служит приквелом к фильму “Варкрафт”, и следовательно является частью киновселенной, а не игровой. К моему удивлению, книга вышла вполне удачной. Во-первых, она была полезна не знакомым со вселенной Warcraft читателям, поскольку объясняла зачин происходящего в фильме. Во-вторых, написана она довольно неплохо, особенно на фоне двух последних романов Кристи по WoW. Тут скорее уровень её более ранних работ по Warcraft в духе “Восхода Орды” и “Артаса”.

Warcraft-Durotan.jpg

Собственно, тут у нас история Дуротана на Дреноре. В книге описываются тяжбы, через которые прошел он и его клан в умирающем мире, а также объясняется, почему Северным волкам пришлось присоединиться к Орде. Также в романе много внимания уделено персонажу Дреки - если вы хотели большего её раскрытия в фильме, то вот и оно. Книга написано хорошо, но в ней не так уж много событий - выживание Северных волком, одним словом. Тем не менее, следить за борьбой волков было интересно. Особенно мне понравилось то, как Кристи подробно и реалистично описала быт клана Дуротана: от такой информации про кланы орков я бы не отказался и в игровой вселенной. Кстати, если вам интересно, как происходила эта история во вселенной игры, то тут вас выручит роман этой же писательницы под названием “Восход Орды.”

Перевод “Дуротана” и новеллизации, по моему мнению, вышел получше, чем у “Иллидана”. Читается он легко, но снова есть опечатки, и в этом случае добавились альтернативные варианты перевода: Гул’дана называют шаманом вместо чернокнижника (при том, что в “Дуротане” не раз ведется речь о настоящих шаманах), а клан Кровавой Глазницы превратился… в Кровавую Ложбину.

Новеллизация фильма “Варкрафт”
25 мая 2016

Эта книга была издана на русском языке раньше, чем на английском. В США она появилась на полках магазинов только 7 июня, но это неудивительно, ведь и сам фильм там вышел позже мирового релиза.

Warcraft_The_Official_Movie_Novelization2.jpg

Это второй роман по киновселенной от Кристи Голден - новеллизация, которая в официальном переводе зовется просто “Варкрафтом.” Что вообще такое новеллизация - это переложение событий фильма в книгу. Они бывают разными: от ужасных пересказов киноленты, сделанных просто ради дополнительного побора со зрителей, до вполне неплохих романов, ориентированных на фанатов фильма. У нас, слава Элуне, второй случай. Книга читается особенно хорошо, учитывая вырезанный из фильма материал. Так что если вы хотите немного больше узнать о Мороузе, связи Медива с Гароной или даже детстве этого Хранителя, то советую её прочитать - она ответит на многие вопросы по киновселенной. Эта новеллизация вообще хорошо заполняет пробелы сюжета фильма, вызванные его урезанным хронометражем.

Фильм “Варкрафт”
26 мая 2016

Зрителям из России повезло увидеть долгожданную экранизацию Warcraft одним из первых, ведь фильм стартовал в разные даты в разных странах, а в США, на своей родине, с премьерным показом тянули аж до 10 июня. К выходу фильма я относился довольно-таки прохладно, потому что изначально считал идею с экранизацией не лучшим направлением для франшизы. Причинам этого отношения посвящен отдельный выпуск. А моя рецензия киноленты доступна по ссылке.

_INhR3XMQXkpMnBlkiHXPvGKEw-sX9EzhH37-u0nychISgHLuDek-9Ap9k2uSv6bHXxZB6WYIzL3x_IYYgRqRhS7WI1TBwZjyIoI6ZmhZwy1Isal-tXirHLqdaZqtsn9LMjD9LXu

А уже в конце сентября фильм появился на DVD и blu-ray с довольно большим багажом дополнительных материалов в комплекте.

Legion Summit
6 июня 2016

Legion Summit было мероприятием Blizzard по проведению интервью с различными изданиями на тему нового дополнения к World of Warcraft. Его хватило на целых два объемных обзора новостей для блога: раз и два.

Комикс “Узы Братства”
7 июня 2016


Узы Братства - еще один приквел к фильму “Варкрафт”. Я считаю этот комикс скорее проходным чтивом, но если вам интересны причины падения во тьму Медива из фильма и персонаж Мороуза, то с ним стоит ознакомиться. В остальном это просто история о том, как молодые Лотар, Медив и Ллейн напали на троллей, а после были вынуждены отбивать от их осады уже Штормград. Сюжет достаточно простой и бесхитростный. Визуальная составляющая у комикса неоднозначная - арт в комиксе от трех разных художников, и работа двух из них лично мне просто не нравится. Но читать было все равно интересно. А еще русскоязычное издание комикса вышло просто отличным.

14.jpg

Комиксы по Legion
июль 2016

В преддверии выхода Warlords of Draenor была выпущена короткая серия бесплатных комиксов и анимационных роликов, рассказывающих про вождей Дренора. Разработчики продолжили эту традицию, выпустив аналогичные серии комиксов и роликов про ключевых персонажей Legion. Визуальная составляющая этих комиксов очень хороша, пусть и не дотягивает до уровня работы Алекса Хёрли по WoD. А в плане сюжета я бы даже сказал, что они превосходят истории про Дренор. Отдельный плюс - это появление потрясающих анимационных версий от mediafire со звуковыми эффектами и музыкой (но доступных только на английском языке). Первыми ласточками таких комиксов со “спецэффектами” были истории по Overwatch, а не так давно подобную реализацию получила и короткая история про Нову из Starcraft.

Сами комиксы:


Короткометражки “Предвестники”
Июль-август 2016

За комиксами по Legion подоспели “Предвестники” - короткометражки про ключевых персонажей конфликта на Расколотых Островах. Сами ролики и мое мнение о каждом из них:


Аудиодрама “Гробница Саргераса”
Август 2016

Заключительный аперитив перед пришествием Легиона - очень увлекательный рассказ о том, как Гул’дан открыл врата демонов в Гробнице Саргераса, несмотря на все попытки Майев и Кадгара ему помешать. И рассказ, кстати, поданный в виде отличной аудиокниги (всё-таки аудиодрамой честнее называть истории, озвученные не одним актером). Четыре части этого рассказа и мое мнение о каждом из них:


World of Warcraft: Legion
26 августа 2016

После спорного во многих вопросах Warlords of Draenor, начиная от Гарнизона, заканчивая сюжетом, на следующее дополнение автоматически возлагались большие надежды - от их реализации зависело будущее World of Warcraft. И Legion тут не подкачал. Видно, что разработчики понимали критический настрой игроков и выложились на полную.

WOWLEG_Logo_sm_m01.jpg

О Legion я могу писать долго, но хочу оставить тезисов для возможной рецензии этого дополнения в будущем, да и без того текст данной статьи получается объемным. Но всё-таки. Я вижу три кита, на которых держится вся основа этого дополнения.

Первый кит - необъятный объем труда разработчиков над этим дополнением. Потраченные ими время и силы на Legion - это не только этакое искупление вины перед фанатами за застойный Дренор, но и частичная причина… того самого застоя. Ведь скупые обновления предыдущего аддона были частично вызваны ставкой разработчиков на грядущий Legion, в разработку которого они полностью ушли с головой. И это видно - контента очень и очень много. На первых порах в нем даже можно утонуть, не понимая, за что же взяться. Это впечатляет.

Второй кит - фансервис. Попытки угодить фанатам бывают разными - удачными и не очень, оскорбительными и вызывающими овации, глупыми и гениальными. Многие называют WoD фансервисом, но я считаю это утверждение некорректным, потому что путешествие в альтернативный Дренор было реверансом не для игроков, а для старичков из Blizzard, которые соскучились по #savage оркам, старому Дренору и злодеям из Warcraft 2. Всё это не было чем-то таким, о чем грезило сообщество, но вот разработчики - да, по крайней мере, их часть. О причинах и следствиях этого можно будет поговорить в другой раз, здесь же я лишь веду к тому, что в фанбазе не было заметных требований вернуть Старую Орду, с инкарнациями которой итак довелось встретиться игрокам WoW: Темная Орда в классическом WoW и Cataclysm, Орда Скверны в TBC и Истинная Орда в MoP. Это же касается и остальных пунктов.

Legion же другой - это квинтэссенция того, о чем традиционно просили фанаты, того, что вызывает адекватную ностальгию у адекватной же части сообщества. Достаточно взглянуть на карту Расколотых Островов - что мы видим? Земли врайкулов с этаким осенним Ревущим Фьордом - а насколько часто ведь вспоминают этих великанов и их холодную родину. А дальше? Прекрасные эльфийские леса, эльфийские руины и эльфийский же город - та же история. К этому можно добавить и мотивы тауренов в Крутогорье. И всего этого не было до Legion, и всё это было реализовано в рамках одной группы островов. А уже в плане сюжета новое дополнение окунает в целое море излюбленных тем: Пылающий Легион и его вторжения, Изумрудный Сон и Кошмар, ставленники титанов, древние цивилизации эльфов, Иллидан с охотниками на демонов и многое другое. Всё это то, что, действительно, можно назвать фансервисом.

naothoerlkjsa-1024x472.jpg

Но вот что удивительно - этот фансервис работает. И даже не потому что им удалось привлечь игроков, а потому что он не ощущается глупым, неуместным и оскорбляющим игроков. Он выглядит просто историей, являющейся адекватным продолжением предыдущей арки сюжета. Он прекрасно вписывается в общий сюжет. И после WoD меня серьезно удивило то, что это сработало и ощущается очень органичным. Но это в какой-то мере понятно, ведь Warcraft - очень яркий и сочный сеттинг, в котором даже хорошо, если сюжетная арка будет ощущаться концентратом того, за что игроки любят этот мир и его историю. Плюс, намеки на неминуемое возвращение Легиона встречались на протяжении всей истории WoW. И по плану разработчиков еще с начала работы над WoD было решено, что после Дренора игроков будет ждать вторжение демонов. Более того, была даже задумка выпустить аддон про демонов первым, а про Дренор вторым.

Стоит упомянуть и возвращение Иллидана. Не в пример возвращению Килрогга или Каргата, это было очень даже ожидаемо. Да и случай Иллидана тут довольно уникальный, и его не стоит ставить в один ряд с мольбами о возвращении того же Артаса от тех, кто ничем дальше Warcarft 3 или WotLK в истории Азерота не интересовался. Попробуем сравнить этих двух героев. Артас - это один из немногих персонажей, возвращать которого разработчики отказываются. Потому что у него было огромное количество экранного времени в WC3, его угроза ощущалась в классическом WoW и TBC, а в WotLK он был главным антагонистом с опять-таки большим количеством экранного времени. Его история закончилась вполне адекватно. А неудачу с Иллиданом разработчики начали признавать уже в WotLK. Несмотря на достаточное количество указаний на его вероятное безумие, сам его персонаж в TBC был раскрыт очень слабо и вообще почти не появлялся в живую. Так что разработчики хотели исправить эту ошибку с тем, как быстро Иллидан сыграл в ящик, и с тем, как он слетел с катушек.

И частично поэтому еще на Blizzcon 2010 Метцен начал говорить о том, что был бы не против арки искупления для Иллидана. Позже, примерно с 2013 года такие намеки начали появляться и от других разработчиков в Твиттере. Так что возвращение Предателя было ожидаемым. И прослеживается важная черта, из-за которой охотник возвращается, а рыцарь нет. Иллидан у нас герой неоднозначный: им двигали не только жажда силы и магии, но и благородные поступки. Другие на его месте стали бы рабами Легиона, а из него вышел вот такой антигерой. У Артаса этого нет. Он осознанно предал свою родину, своих друзей и семью. Чему добавляет веса и тот факт, как он при этом себя вел - без толики сожалений. Правда, из внутренних монологов из романа про его персону выходит, что сожаления и сомнения у него всё-таки были. Но он продолжал творить злодеяния несмотря на них, пересиливая их в себе. И несмотря на все те кровопролития, что произошли из-за Иллидана, охотник на демонов всё-таки так никогда и не опустился до уровня Артаса. Потому что хоть принц Лордерона и начал свое падение во тьму как игрушка Нер'зула, позже он не раз показывал, что способен делать выбор сам. И он его сделал. И выбор этот никогда не делался в пользу спасения Азерота. Как ответил Метцен на вопрос о возвращении Артаса: "За свои поступки нужно платить." Но если в Blizzard захотят - могут и вернуть его. Найдут труп - снова поднимут в виде нежити, это по канонам вселенной возможно. Но просто не похоже на то, что им это сейчас интересно. Хотя то ли фрагмент его души, то ли эхо всё-таки появилось в Legion - это было вполне приличным фансервисом, не выходящим за рамки разумного.

OM7qIqVtxzoQcPkLoNMA2W6vBvll-TVmqzxYMHKQIMRtS2iSEj0ESHZY8_s4IwzWfeoXVjCzqnCxZkxUH7pe6UEFsqjBYz0ZJ-T-Y-DQrWy19c1oZWgqlbN48n-j2cg5mXCw_I8P

Третий кит - долгожданные продолжения заброшенных сюжетов. Это дополнение бьет все рекорды по продолжению разрозненных и полузабытых сюжетный линий. Достаточно просто взглянуть на список персонажей, прямо и косвенно участвующих в сюжете этого аддона, о судьбе которых ничего не было слышно на протяжении многих лет: Азшара, Аллерия и Туралион, Калия Менетил, Мерил Буря Скверны и Гарона, Кольтира Ткач Смерти, Болвар, Валира, Натали Селин, Нептулон, Магни Бронзобород и многие другие. Шесть долгих лет пришлось ждать правды о том, что же случилось с Нептулоном, и столько же Тассариан ждал тайной вылазки в Подгород с целью спасти Кольтиру. За всё это Legion заслуживает низкого поклона. Но мне не уйти от горького привкуса того, сколько же времени пришлось ждать продолжения этих историй - их можно было и раньше легко реализовать через сценарии. Но лучше поздно, чем никогда.

Также всё это нагромождение приключений представителей различных классовых оплотов, да и другие сюжетные арки дополнения, по большей части, складываются во вполне логичную и правдоподобную картину повествования. Так что я очень надеюсь, что более широкий охват персонажей и локаций станет не изюминкой Legion, а неотъемлемой частью всех дополнений World of Warcraft в будущем.

Об остальных особенностях Legion я постараюсь рассказать в другой раз, а выпуски блога про Legion вы можете прочесть по этой ссылке.

PAX West
5 сентября 2016

Разработчики World of Warcraft представили Legion на крупной выставке игр PAX West, где дали несколько интервью и рассказали об обновлении 7.1, “Возвращении в Каражан”. Это событие было освещено в блоге.

mm2cB1oWC_a3s2YuVWKzyqi1Ij33-kqoX5Wr6n6No8MFlCEWOMTfVjltUDI5qXRsnqjkKiQpVDFaAozWXS-BMa5OEGnvD0kyVzM37Gp75IkOEDykQqpmN4kuWklLcCqUhANhpn7Q

Крис Метцен покидает Blizzard
13 сентября 2016

После долгих лет работы в Blizzard Entertainment Крис Метцен решил покинуть компанию. Свой уход он объяснил в прощальном письме, которое было выложено на официальном форуме. Переводу этого письма и моему мнению об уходе Криса была посвящена отдельная статья в блоге.

nZQNI4KP-NYqzWr5nKIteW8iFJ2ZWCbjccLcUEERdh8t5G6AQLT1mvxhrVE_LNeCAo1-vqK__nz2j5nSv1oslHhICDrfe_W7jGJ4_UyosvL2oloQnzt14qS-Kya8-ydqqC5xF-G3

Позже больше информации о причинах ухода Криса мы узнали из его интервью со Скоттом Джонсоном. Выжимка ключевой информацию оттуда доступна по ссылке. Также Крис отметил, что, возможно, продолжит работать вместе с Кристи Голден после того, как окончательно выздоровеет.

Роман “Путешественник”
25 октября 2016

Путешественник - это детская книга по вселенной Warcraft, рассказывающая о приключениях мальчика по имени Арамар и его встречах с различными обитателями Азерота.

zcTJcNlII7s.jpg

Эта книга “детская” скорее в том смысле слова, что её могут читать как взрослые, так и дети. Поэтому не стоит думать, что речь идет о глупой истории для дошкольников, наоборот - во многом, этот роман может дать фору другим книгам по франшизе. Грег Вейсман, автор этой книги рассказывал, что пусть “Путешественник” и книга для детей, он все равно писал её таким образом, чтобы в ней были моменты, которые поймут скорее взрослые, а не их чада. По сути, он никогда не писал ничего конкретно для детей - все работы он пишет, не упрощая и “не отупляя” сюжет для детей, потому что уважает своего читателя и понимает, что дети вполне способны понять происходящее. Но, естественно, сцены насилия вроде обезглавливаний были описаны без лишних кровавых подробностей. Да, в книге есть и смерти, и сцены убийства, и задушевный разговор тролля и огра о каннибализме. Но и обычных диалогов там хватает.

Одна из самых классных вещей в "Путешественнике" - это то, что в нем обращают внимание на вещи, которые Blizzard часто игнорировали в своих историях. Это не только демонстрация того, как выглядят женщины рас, которым разработчики не нарисовали моделей (огров и гноллов, например), но и множество вещей, что в принципе вдыхают в Азерот жизнь: от информации о жизни простых горожан и фермеров до объяснения мировоззрения рас вроде мурлоков и кентавров. Также мне понравилось, что путешествия героев занимают много времени, и то, что они, например, задумываются над тем, что в другой части света может быть ночь, пока у них сияет солнце. Всё это создаёт ощущение масштаба Азерота и позволяет легче поверить в происходящее. Особенно приятно наличие этих деталей, учитывая то, что с ощущением масштабности мира были проблемы в последних романах Кристи Голден. Читая "Военные Преступления", у меня не раз складывалось впечатление, что повествование ведется не в Азероте как большом и живом мире, а Азероте-декорации WoW, которую можно объехать за полчаса.

dsdfdd.jpg
оф. арт из “Путешественника” от Сэмуайза Дидье

Проще говоря, в “Путешественнике” выполнена отличная работа в плане конструкции мира. Последний раз такое внимание к картине жизни простых мирян Азерота и созданию ощущения “живости” этого мира я видел в ныне неканоничных Lands of Mystery и Lands of Conflict. Конечно, “Хроники” хорошенько привели в порядок вселенную Warcraft, но там совершенно иная плоскость: эпохальные мифы и легенды о великих героях, а не истории о простых путешественниках.

Но тут есть одна тонкость, “конструкция мира” - это самые важные азы существования любого большого сеттинга, и то, что “Путешественник” привел их в более приличный вид - это не подвиг, а достижение адекватной нормы. Именно невнимание к этому аспекту повествования стало одной из причин многих проблем в повествовании.

Что же до сюжета, то “Путешественник” просто рассказывает историю о странствии мальчика по имени Арам в поисках своего отца, которое ведет его в неожиданные места к самым разнообразным путникам. Это не масштаб какой-то войны, пробуждения древнего зла или охоты за машиной судного дня, поэтому данная книга заинтересует далеко не всех. Но если вас не смущает (или даже яро интересует) история о приключениях меньшего масштаба на просторах Азерота, или если вы думаете познакомить своих младших товарищей с Warcraft, то вам этот роман вполне может подойти. Также его можно посоветовать ролевикам и просто тем, кого волнуют детали той самой конструкции мира. Перевод превью этой книги доступен по ссылке.

Обновление 7.1 “Возвращение в Каражан”
25 октября 2016

Первое обновление подоспело меньше, чем два месяца спустя после выхода Legion. В нем добавили новое подземелье - то самое Возвращение в Каражан, не просто старый Каражан для 110 уровня, а совсем новое и довольно сложное подземелье на его основе. Кроме того, добавили рейд из трех боссов - Испытание Доблести, служащее финалом противостояния Хелии. И продолжение сюжета Сурамара, реализованное через новую цепочку заданий, звенья которой раскрывались каждую последующую неделю. Очень даже удачное промежуточное обновление в духе 5.1 и 5.3 из MoP.

maxresdefault.jpg

BlizzCon 2016
4-5 ноября 2016

Нельзя не упомянуть традиционный ежегодный праздник игр Blizzard - Blizzcon. Это был первый фестиваль без Метцена, да и для Starcraft и Diablo он прошел не очень ярко, но вот Warcraft’а было очень много: тонна новостей про грядущие обновления в Legion, интервью с разработчиками и откровения писателей о “Хрониках” и работе над своим творчеством. Пришлось даже разделить всё это на два выпуска. Первый - интервью с разработчиками.

mgcgt7Tejqp9FS19TZTRfCV6ql9QRZRxPhUv0wZMvYMjM6LgaohBbAeXuUnT7qTkneXv7GqEumYscsI_vfv1pDxr3LeCtfDwBB4sz7xCgDta3jE4lSqV8nLU6c2NIecHcfra5lmY

Второй - новости о Гробнице Саргераса, Аргусе и втором томе “Хроник”.

qGP5zAlq7MXj5Ht4jfctytMopXazRN_u70FTFmvDcvIsbluubAwYa01G5NKJWCy3xcaAtcHnFA4EiX9SIJir4a2pNtC_VqtPajzQQLtY_stbxwM-m8YulFpLKUpxLetzaSJezANL

Дейв Косак переходит в команду Hearthstone
30 ноября 2016

Дейв Косак, занимавший должность ведущего разработчика сюжета World of Warcraft (англ. Lead Narrative Designer; можно также перевести как ведущий дизайнер повествования) с Mists of Pandaria, сообщил в своем Твиттере о том, что переходит в команду Hearthstone. Пока неизвестно, кто займет должность Дейва в команде WoW. Мнение о его уходе я расписал в этом посте.

7y0IaiLFht4.jpg

Основание Blizzard Publishing
Лидия Боттегони занимает должность старшего вице-президента по истории
8 декабря 2016

В пресс релизе Blizzard от 8 декабря стало известно, что компания создала собственный издательский бренд - Blizzard Publishing. Данное подразделение компании будет заниматься как изданием новых книг, так и переизданием старых. Первыми пташками в серии переизданий станут романы “Повелитель кланов”, “Последний Страж” и “Восход Орды” под лейблом Blizzard Legends, а также первые два тома манги “Легенды” по Warcraft под лейблом Blizzard Manga. А из новой продукции уже анонсированы артбуки Art of Hearthstone и Cinematic Art of StarCraft. Курировать работу издательства будет Лидия Боттегони, занявшая должность старшего вице-президента по истории после ухода Криса Метцена. Вопросам о том, зачем нужно это издательство, и что означает приход Лидии на такую важную должность, был посвящен отдельный выпуск блога.

etebiNTrBNVgemVptSfQoj7T6bBKEayPYGXDO1ny7m07yW0ZHL3p00wmrmLZFGYmnO_Lhkoulv0MZaMrwXAkw1z7bSP_jdfJpjzuhIR123f5HE7griuWR0GpMmajJ10H3GzKO0qK

Послесловие

Такой вот вышел год: эпический Legion, а также долгожданные релизы “Хроник” и фильма в нем совпали с серьезными, но всё же не трагическими перестановками в стане разработчиков.

Чего же ждать в 2017 году?

  • Обновление 7.1.5 - 11 января. Мини-обновление, в котором вернется Бойцовская Гильдия, появятся мини-праздники и путешествия во времени с подземельями из Mists of Pandaria. Вскоре после выхода этого обновления откроют рейд Цитадель Ночи.
  • Обновление 7.2: Гробница Саргераса. Ожидается в первой половине этого года.
  • Обновление 7.3: Аргус. Ожидается, в лучшем случае, во второй половине этого года.
  • Второй том “Хроник” - 14 марта. Новостям об этой грядущей книге был посвящен отдельный выпуск, также о ней говорили на Blizzcon 2016.
  • Вторая книга из серии “Путешественник”. Ожидается в этом году.

Спасибо, что прочли этот выпуск
И до встречи в следующих! *)

И традиционно благодарю читателей, поддерживающих блог на patreon: pitet, dervesp, Владимира Кравчука, Максима Зуева, Vemy, Дениса Матвеева, zymko, Леорика, Fadj, Sergey, Dyshik и Narga Cosplay.

5 комментариев:

  1. > Но не обошлось и без огрехов. Например, несколько раз упоминается Дарнас во временной период, когда его не должно было существовать, и ночной эльф Вандель говорит, что он пришел из Лесов Вечной Песни, а это всё-таки родина совсем других эльфов. В остальном, книга мне очень понравилась.

    Кроме этого, книга полностью игнорирует сюжет охотников на демонов в Legion:
    - несколько раз упоминается, что портал, который открывает Иллидан, ведёт на Аргус, а не на Мардум;
    - после поражения Иллидана Майев даже не забирает его тело, просто уходит, и на вершине храма начинается вечеринка - ни слова о вернувшихся из портала охотниках на демонов, их пленении и _других_ двух стражницах, которые в квестовом ролике стоят вместе с Майев возле кристалла, в который закован Иллидан.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И кстати насчёт Дарнаса это, действительно, выглядит ошибкой, но учитывая, что язык ночных эльфов называется дарнасским, в археологическом предмете упоминается "дарнасское вино" (случайно обнаружила на днях), можно предположить, что может быть когда-то был другой город Дарнас. Хотя это всё из ряда догадок, а на деле все эти примеры могут являться простыми ошибками по недосмотру, когда слово "дарнасский" употребляется как тождественное слову "ночноэльфийский".

      Удалить
    2. Про отсутствие Мардума в книге я в этом выпуске уже написал: "Да, я знаю, что у “Иллидана” есть и критика, но у меня сложилось впечатление, что она основывается на двух пунктах: видении будущего Иллидана и отсутствии упоминаний Мардума. С первым всё прозаично, видение - это просто видение, а не явь. Мы еще не знаем, сбудется ли оно и всё ли с ним так просто, как это показала изначальная наару. Со вторым всё тоже просто - указания на портал, который перед битвой с героями открыл Иллидан в книге есть, также и указания на то, что этот портал не мог вести на Аргус, плюс факт того, что у Иллидана изначально был доступ к путевой системе Легиона - просто почему-то не все это заметили. Да, можно было и не делать из этого такую тайну, которую приходится собирать как мозаику - особых причин для этого не было, но какой-либо сюжетной несостыковки здесь нет."

      Еще по поводу критики отсутствия упоминаний Мардума могу продублировать то же самое, что уже отвечал человеку, ссылавшемуся на рецензию романа с похожей критикой этого вопроса:

      "Мардум в романе не упоминается, но там дается понять, что Иллидан сильно ослаб после инцидента в Аукиндоне для больно мощного колдунства, и что вообще у него были варианты с использованием путевых систем Легиона, которые он изначально отмел, потому что не хотел раскрывать себя и подставлять под удар свои силы. А последний открытый им портал упоминается вскользь, его открытие происходит за кадром, когда в романе ведется повествование от лица Майев и Вандела, порталом на Аргус его при этом не называют - так что вот такой запланированный сюрприз"
      Источник: https://vk.com/kiraser?w=wall-97800267_7075_r9652

      Поэтому я никаких проблем с Мардумом не вижу: в тексте книге было достаточно намеков на то, что это была вынужденная затея Иллидана, к которой он пришел в последний момент, поняв, что текущий план с Аргусом рушится на глазах. Нужна ли была с этим такая таинственность? Нет, она была излишней. Но повторюсь, здесь нет никакой ошибки, а туман в тексте был наведен специально, дабы оставить места для спекуляций. Да и в плане охотников на демонов этот роман остается лучшим источником, позволяющим понять их внутренние переживания.

      С роликом из Legion всё уже немного сложнее. Но я и здесь не вижу проблемы. Попробуем взглянуть на событий ролика с другого угла: там нет никого кроме Майев, горстки Стражей и дренеев. И явно это не было то воинство, что сразило Иллидана. А еще вокруг нет ни одного трупа. Это всё указывает на то, что события ролика происходят после финала романа. Ничто не мешало Майев успокоиться после своей вспышки гнева и позже вернуться в Черный Храм с эскортом. В итоге, это решение было логичным: так душа Иллидана осталась заключенной в его теле благодаря кристаллической темнице.

      Очень сомневаюсь в том, что в романе упоминался какой-то другой Дарнас, потому что в тексте не раз делается акцент на большой важности этого города для ночных эльфов. Но скорее всего, у самого слова "Дарнас" есть какой-то более древний корень, к которому восходит название современного языка ночных эльфов. Вполне возможно, что это было какое-то поселени - то самое, в котором сделали дарнасское вино. Есть, конечно, все основания полагать, что это просто череда мелких ошибок со стороны разработчиков, но данную проблему вполне можно сгладить задним числом, дав любое из этих объяснений.

      И спасибо за интересные комментарии.

      Удалить
  2. Майев могла и вернуться, чтобы не дать Иллидану воскреснуть. И уже с подкреплениями.
    Истинное направление портала ни разу не говорилось прямо, только то, что Иллидан хочет открыть портал на Аргус.
    А Дарнас это же вроде остров, на котором вырос Тельдрассил?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С роликом тоже не вижу проблем: там нет никого кроме Майев, горстки Стражей и дренеев. И явно это не было то воинство, что сразило Иллидана. А еще вокруг нет ни одного трупа. Это всё указывает на то, что события ролика происходят после финала романа. Ничто не мешало Майев успокоиться после своей вспышки гнева и позже вернуться в Черный Храм с эскортом. В итоге, это решение было логичным: так душа Иллидана осталась заключенной в его теле благодаря кристаллической темнице.

      Про портал. Если точнее, то Иллидан собирался открыть портал как раз на Аргус, но в итоге, был вынужден открыть портал на Мардум: и, действительно, истинное направление того "вынужденного" портала в романе так и не было указано.

      Дарнас - это город на мировом древе Тельдрассил, которое находится на некоем безымянном острове. В ходе разработки оригинального WoW этот остров назывался Калидар, но позже его упоминания убрали со старого официального сайта. Известно только то, что после появления Тельдрассила, весь остров стали называть именем нового мирового древа.

      Удалить